Мой район в годы войны

14 марта 2019 г. в Центральном музее на Поклонной горе состоялась первая конференция по образовательному проекту «Мой район в годы войны».

Проект создан по инициативе Департамента образования и науки г. Москвы и депутата Госдумы РФ Ирины Белых.

Ирина Белых: «Проект объединил школы, музеи, библиотеки, архивы, военные комиссариаты, районные Советы ветеранов. Дети вместе со взрослыми проводят большую исследовательскую работу, изучают историю малой родины. Проект дает возможность наглядно понять как жил каждый район Москвы в годы войны, как их сверстники пережили этот трагический период».

К образовательному проекту подключились все школы межрайона. Делегатами от МРСД № 27 стали школы — 37, 74 и 2025

Школа № 37 (Раменки) представила проект «Мосфильм. Кино для Победы». Школа № 74 (Раменки) — «Вклад русской православной церкви в Победу». Школа № 2025 (Очаково-Матвеевское) — «Женщины района в годы Великой отечественной войны».

Школьники и педагоги представили свои планы и первые результаты поисковой работы.

Одной из задач проекта стало создание интерактивной карты города, которая поможет узнать о вкладе каждого района в дело Великой Победы.

Проекты школ МРСД № 27

Исследовательский район ОО /Школа/ Тема исследовательской работы Цели Задачи Аннотация
Очаково-Матвеевское ГКОУ СКШ № 571 Люди Очаково-Матвеевского района в годы войны Получение и систематизация информации о людях района, внёсших большой вклад в защиту обороны Москвы 1. Сбор информации о людях района 1941-1942 гг. 2. Систематизация значимых мероприятий района 3. Поиск фотоматериала и сведений о людях и событиях 1941-1942 гг. 4. Оформление проекта в виде презентации
Очаково-Матвеевское ГБОУ Школа № 2025 Женщины района в годы Великой Отчечественной войны Патриотическое воспитание школьников микрорайона Очаково на примере биографии Героев Советского Союза 1. Изучить и систематизировать документальный материал о жизни и подвиге девушек-героев, используя архивный материал школьного музея, региональных музеев, Интернет-ресурсов.
2. Составить маршруты экскурсий по памятным местам Очаково, связанные с именами девушек-героев.
Раменки ГБОУ Школа №1586 Люди района Раменки в годы Великой Отечественной войны Изучение образа жизни жителей района Раменки во времена ВОВ 1. Собрать материал о районе Раменки во время ВОВ
2. Собрать материал о жителях района Раменки во время ВОВ
Тропарево-Никулино ГБОУ Школа №1317 Люди. Истории о ВОВ, рассказанные в школе 1317 по восстановленным фотографиям Реализация социальной программы сохранения памяти защитников Отечества 1. Воспитание у молодежи идеалов гуманизма, милосердия и бескорыстного служения Отечеству. 2. Организация помощи в реставрации семейных архивов жителям района Тропарево-Никулино. 3. Создание информационных материалов для школы и района. В каждой семье нашего района есть архив писем , фотографий, воспоминаний участников ВОВ, работников тыла и детей войны. Потомки бережно хранят воспоминания и готовы делиться ими с подростающим поколением, с целью воспитания патриотических чувств у молодежи. Нам пришла идея помочь жителям района отреставрировать и отцифровать материалы семейных архивов с помощью отечественного приложения Movavi. Собранными и отреставрированными материалами мы планируем поделиться с социальными службами района, школьным музеем и для проведения уроков Истории и Обществознания и внеурочных мероприятий, связанных с периодом ВОВ.
Раменки ГБОУ Школа № 37 Мосфильм. Кино для Победы. Создать экспозицию «Мосфильм. Кино для Победы», посвященную истории киностудии в годы Великой Отечественной войны и ее вкладу в Великую Победу над фашистскими захватчиками. Итогом работы творческой группы кадетстких классов станет фото-экспозиция, посвященная вкладу киностудии «Мосфильм» в Победу нашего народа над немецко-фашисткой Германией. Кинокамера наряду с автоматом и пулеметом стала мощным оружием в этой борьбе. 950 сотрудников Мосфильма добровольцами ушли на фронт. 146 из них — пали смертью храбрых. 685 мосфильмовцев проявили подлинный героизм и были награждены орденами и медалями. В 1941 году Мосфильм, Ленфильм и другие ведущие киностудии страны были эвакуированы в Алма-Ату, но их работа не прекращалась ни на один день. Объединив свои силы, киностудии сняли много героических кинолент. С первых дней сотрудники мосфильма включились в работу фронтовых групп. Фронтовые операторы, режиссеры, актеры, поэты и композиторы создали уникальную и пронзительную кинолетопись Великой Отечественной войны. Каждый четвертый оператор погиб при выполнении своей работы. Каждый второй — тяжело ранен. С большим риском для жизни работники киностудии выезжали в составе авто-поездов на фронт, в госпиталя и в редкие минуты затишья показывали киносборники фронтовикам, что поднимало дух солдата. Такие же колонны передвижного кино колесили и в тылу, показывая матерям и женам быт и каждодневный героизм их близких мужчин. От этих кадров у советских людей только крепче сжимались кулаки от решимости идти до Победы. Цена каждого отснятого эпизода порой была очень велика, но вклад мосфильмовцев в Победу помогает и сегодня воспитывать настоящих патриотов России.
Тропарево-Никулино ГБОУ Школа № 1329 Люди. Тропарево- Никулино. Бессмертный полк. Работа с жителями района и создание сайта «Бессмертный полк Тропарево-Никулино». Проект «Песни нашей Победы» организован с 2017 года, состоит из собранных материалов –итогов проведения конкурсов и акций, творческих проектов патриотического воспитания не только московских школ, но образовательных учреждений РФ, желающих представить свои работы для сайта «Песни нашей ПОБЕДЫ». А именно: сочинений, песен, видео- рассказов и фотографий «Бессмертный полк», «Ангелы Беслана», «Герои наших побед». Частью исследовательской работы данного сайта является тема: «Бессмертный полк» школы 1329. Образовательным организациям, участвующим в создании нашего сайта- проекта, так же было предлоожено представить свои материалы по данной теме. В 2018-2019 учебном году рамки исследования проекта расширяются, с данным предложением мы обращаемся к жителям нашего района. Жителям Тропарево- Никулино предложено не только представить фотографии своих семейных героев, но и написать о них короткий рассказ для публикации на сайте. Итогом работы является создание на сайте раздела «Бессмертный полк Тропарево- Никулино».
Раменки, ЗАО ГБОУ Школа № 74 Вклад Русской Православной церкви в победу в Великой Отечественной войне 1.Изучить историю православных храмов ЗАО в период 1939-1945 гг; 2. Проследить динамику изменений в отношениях Церкви и Государства в ходе войны; 3. Включить в сферу исследования Послания РПЦ 1941-1945 гг. 4.Итоги работы над проектом оформить в виде презентации. В предвоенные годы РПЦ пережила тяжелейший период своей истории: полосу гонений, арестов и закрытия храмов. Однако, когда страна подверглась вероломному нападению со стороны фашистской Германии, Церковь нашла в себе силы, забыв обиды и унижения, призвать народ к единству и упорному сопротивлению врагу. «Церковь Христова благославляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу», — писал в своем «Послании пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» митрополит Сергий 22 июня 1941 г. Не надо забывать, что только за чтение в храмах этого Послания фашистские власти на оккупированных территориях расстреливали священников. Проявления патриотической деятельности РПЦ были очень многообразны. Морально-нравственное влияние через послания, обращения, проповеди, помощь раненым бойцам через шефство над госпиталями, создание санитарных пунктов. Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, были призваны в ряды действующей армии. Материальная помощь государству и советской армии стала одним из направений истинного служения духовенства и верующих в период войны. Знаменитые эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского были созданы на пожертвования верующих. По подсчетам Московской Патриархии к лету 1945 г. общий взнос Церки в Фонд обороны превысил 300 млн. руб. Сегодня мы прекрасно понимаем, что только усилия всей нации смогли обеспечить победу стране в Великой Отечественной войне, и Православная Церковь в эти суровые годы оставалась со своим народом.
Проспект Вернадского ГБОУ Школа №324 Земля. Памятные места Западного округа Москвы создание открытого банка данных в сети Интернет памятников, обелисков, монументов и памятных досок, находящихся на территории западного округа г. Москвы, связанных с Великой Отечественной Войной. 1. выявление памятников, обелисков, монументов и памятных досок, находящихся на территории западного округа г. Москвы, связанных с Великой Отечественной Войной; В век цифровых технологий сложно себе представить, что о многих памятных местах нет информации.
2. проведение исследования памятников обелисков, монументов и памятных досок, согласно проектному заданию.
3. публикация итогов исследования в сети Интернет в специальном разделе сайта школы. В бронзе, граните и мраморе обелисков, скульптур, мемориальных досок, увековечили люди память о славных воинах, ставших гордостью нашего народа. Посетить эти места — значит прикоснуться к славе отцов и дедов, преклониться перед их мужеством и героизмом, проявленным в борьбе с врагом.
Но, к великому сожалению и нашему стыду, огромное количество памятников находятся в плачевном состоянии. Наша задача собрать подробную информацию о памятниках, ведь это наша история, наша память…
Раменки ГБОУ Школа № 1541 Западный и Восточный луч Освещение, на основе архивных материалов развития района, способствование расширению кругозора учащихся школы. 1. изучение карт района и архивных документов 2. анализ и сопоставление полученных данных 3. изучение истории района в годы ВОВ
Тропарево-Никулино ГБОУ Школа № 1543 События. Тропарево, Никулино в годы войны Ознакомление с жизнью деревни Тропарево в годы Великой Отечественной войны, роли этой территории в обороне Москвы, патриотическое воспитание учащихся 1. Изучение истории района в годы войны 2. работа с архивными дркументами 3. работа в музее Обороны Москвы 1. Знакомство с литературой «Москва устояла — 1941: истории и судьбы людей». Г.Д. Карпов, А.П. Серова 2. Работа в архиве. 3. Работа в музеях
Тропарево-Никулино ГБОУ Школа «Тропарево» Земля. Тропарево-Никулино в годы Великой Отечественной войны
Тропарево-Никулино ГБОУ Школа на проспекте Вернадского Земля. Инженерные фортификационные оборонительные сооружения в 1941-42 г.г.
Раменки ГБОУ Школа № 1448 Жители района — герои Великой Отечественной войны Создание экспозиции: «Жители района — герои Великой Отечественной войны», брошюры о Героях. Изучить и систематизировать документальный материал о жизни и подвиге, используя архивный материал школьного музея, Интерне-ресурсов; подготовка материала для размещения в экспозиции школьного музея, холле школы; публикация итогов исследования в специальном разделе сайта; подготовка презентации, доклада для учащихся школы, жителей микрорайона. Война… Сколько боли, слез, скорби в этом слове. В страшные годы Великой Отечественной войны именно любовь к своей Родине помогла народу выстоять и победить! Участие в поисково-воспитательной работе, встречи с известными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и ее проблемы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в развитие и процветание. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к истории своего города.Исследование на основе архивных документов, подлинных предметов, изданных книг и личных впечатлений родственников, созданных видеофильмов с интервью участников, итогом которого будет создана фотовыставка, презентации, выступления для учащихся, жителей микрорайона, брошюра о Героях. К датам воинской славы возлагаются цветы к мемориальным доскам, акции поздравления на дому.
Тропарево-Никулино ГБОУ Школа на проспекте Вернадского Люди. Вперед к победе
Очаково-Матвеевское ГБОУ Школа № 814 Люди.Жители района. Герои среди нас. Проведение документального исследования о героическом подвиге в годы ВОВ жителей района — фронтовиков, ополченцев, труженников тыла. Увековечивание страниц истории ратного и трудового подвига москвичей. Патриотическое воспитание подрастающего поколения и эмоциональное подключение к событиям военных лет. Исследование на основе архивных документов, изданных книг и личных впечатлений участников событий — ветеранов, труженников тыла и добровольцев обороны Москвы, итогом которого будет документальный фильм о жителях района Очаково-Матвеевское в годы Великой Отечественной войны «Герои среди нас».
Раменки ГБОУ Школа №1434 Люди. Память поколений.
Раменки ГБОУ Школа № 38 Транспорт. Железные дороги Москвы в годы войны Охарактеризовать вклад железнодорожников Москвы в победу над фашизмом 1.Сбор и обобщение информации о работе Окружной железной дороги Москвы в годы войны. 2. Подготовка материала для размещения в школьном музее
Проспект Вернадского ГБОУ Школа № 323 Люди. Живая память (жители района, участники ВОВ). Сохранить историческое наследие, а так же способствовать расширению кругозора учащихся школы. Сбор и изучение материалов. Исследование на основе архивных документов, изданных книг и личных впечатлений участников Великой Отечественной войны, жителей района Проспект Вернадского, труженников тыла, итогом которого будет Мемориальная плита, видео архив, новые экспозиции в музее.
Раменки ГАОУ Школа №1306 «Школа молодых политиков» Люди. Помощь жителей будущего района Раменки фронту
Кунцево ГБПОУ МОК ЗАПАД Люди. Никто не забыт, ничто не забыто — ветераны ВОВ Кунцевского района.
Раменки ГБОУ Школа 1498 «Герои-земляки. Житель района «Раменки».Мерзон Григорий Исаевич» знакомство с историей жизни героя-земляка  ветерана ВОВ подполковника Мерзона Григория Исаевича, донести до современного поколения мысли, чувства и мечты поколения «Победителей», защитивших нашу страну в годы лихолетья. — получить, изучить и систематизировать различные сведения и документы имеющиеся в школьном музее о Мерзоне Г.И.; связать военную судьбу Мерзона Г.И. с историческими событиями ВОВ; Данная работа посвящена нашему земляку, жителю района «Раменки» участнику блокады Ленинграда – ветерану ВОВ Мерзону Григорию Исаевичу, подполковнику в отставке. В ходе исследования анализируется боевой и трудовой путь Григория Исаевича, а также его литературные труды, посвященные теме защиты Родины и любви к Отчизне.
— изучить боевой путь ветерана в период ВОВ 1941 – 1945 гг.
— Проследить трудовой путь Мерзона  Г.И. в послевоенное время с 1946 г. по 1964г. период восстановления народного хозяйства;
— получить, изучить сведения о ветеране в личных встречах;
— изучить литературное творчество (стихи) Мерзона Григория Исаевича;
— узнать о принципах воспитания в его семье и пожеланиях  Мерзона Г.И. молодому поколению.
—  создать творческий продукт: презентацию «Герои-земляки: житель района «Раменки» Мерзон Григорий Исаевич»»
Тропарево-Никулино ГБОУ Школа 843 Люди. Война глазами детей
Тропарево-Никулино ГБОУ Школа 14 Люди. Истории и судьбы людей района Тропарево-Никулино в годы Великой Отечественной войны. Освещение, на основе архивных материалов, подвигов жителей села Тропарево во время Великой Отечественной войны 1. Изучение архивных материалов (преимущественно ЦАМО). 2. Выявление уроженцев села Тропарево, удостоенных боевых наград. 3. Подготовка доклада и презентации про героев села Тропарево (с использованием исторических первоисточников — наградных листов и карточек). 4. Составление карты подвигов уроженцев села Тропарево. На основе изучения материалов Центрального архива министерства обороны, а также исторической литературы, посвященной как развитию района Тропарево-Никулино, так и непосредственно истории отдельных боевых частей и подразделений, была собрана информация о бойцах Красной армии, выходцах из села Тропарево, отличившихся на фронтах Великой Отечественной войны. Информация представлена в трех формах: текстовый доклад, презентация, и карта боевых подвигов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *