Программа ИМЯ РОССИИ

Концепция Программы «Имя России»

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта в области образования современная российская школа должна содействовать формированию целостного мировоззрения личности выпускника основанного на духовно-нравственных ценностях и воспитанию российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения, ответственности и долга перед Отечеством, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, традиционных религий и основ культурного наследия народов России).

В связи с этим предлагается к рассмотрению Программа по духовно-нравственному воспитанию школьников «Имя России», которая реализуется в течение последних 3 лет храмом святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО со школами района проспект Вернадского.

В качестве основы используются выдающиеся исторические персонажи, внесшие существенный вклад в формирование и укрепление российской государственности, и являющие собой высокий личностный духовно-нравственный жизненный пример для воспитания современной молодежи в различных областях общественного служения, а именно: государственный деятель, военноначальник (полководец), дипломат, представитель церкви (святой), ученый (исследователь), художник, поэт (писатель), композитор.

По состоянию на текущий момент подготовлены и осуществлены во всех школах  района проспект Вернадского беседы по следующим героям: Князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, Федор Ушаков, Александр Суворов. Также реализованы социальные проекты – День Матери, 100 лет революции.

ОТКРЫТЫЙ УРОК «ИМЯ РОССИИ — ФЕДОР УШАКОВ»

Организационная форма – проектная деятельность в рамках общешкольного тематического классного часа, включенного в сетку учебного планирования для всех ступеней образования (начальная, средняя, старшая школа).

Общее количество исторических персонажей – 44

Периодичность – 4 раза в год

Подача материала – беседа, учитывающая возрастные особенности школьников, с использованием элементов презентации, литературно-поэтических, сценических композиций и видео материалов.

Содержание — раскрытие нравственных мотивов поступков героев, их жизненный опыт на фоне исторических событий и его актуализация для современного школьника.

Основа –раскрытие личности героя путем осмысления его жизненного пути на основе духовно-нравственных (православных) ценностей.

Такой подход позволяет интегрировать воспитательную деятельность в образовательный процесс и осуществлять ее реализацию в достаточной длительной перспективе имея ввиду принцип цикличности и повторяемости с учетом естественной ротации школьников.

В основе подачи всего материала могут быть раскрыты  духовно нравственные ценности, не исчерпывающиеся следующим пречнем:

Служение — отечеству, близким людям, Богу. РАТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Патриотизм — как высшая форма любви к своему отечеству, народу

Нравственный выбор между добром и злом

Божий промысел – осмысление исторических событий с религиозной точки зрения

Семья — брак мужчины и женщины, рождение детей, многодетность как основа сохранения и развития народа и государства

Любовь — к Родине, людям, природе

Милосердие, сострадание — уважение старости, инвалидности,

Миротворчество — Россия вела всегда освободительные и оборонительные войны
Нестяжательство — как антипод современному потребительскому стилю жизни
Красота Богом созданного мира — как источник творческого вдохновения и т.д.

 

При реализации данного проекта школы получают дополнительную возможность в области духовно-нравственного воспитания, а именно:

  • содержательный план беседы:

— Текст с описанием жизни и событий исторической личности для учителя в популярном, авторском изложении. Подача материала актуализирована с точки зрения современного человека: почему наш герой актуален и сегодня или что из его жизни мы должны взять для себя, какие сделать выводы или чему научиться, в чем взять с него пример. Какие аналогии или исторические параллели мы можем провести с современной жизнью государства, нравственного  состояния  общества, личности. При этом делать упор не на описательно-повествовательный стиль изложения, а  живой разговорный язык.

  • сценарную разработку литературно-поэтического содержания;
  • учебные видео материалы на основе телевизионных видео фильмов (ВГТРК, ТВЦ, ОТР и др.);
  • сценические миниатюры;
  • макет стенда со сменяемым плакатом, посвященным конкретной исторической личности, который должен быть размещен в общей рекреационной зоне школы. В оформлении стенд имеет элементы общей стилистики Программы «Имя России» в современном ярком привлекательном дизайнерском варианте, рассчитанном на привлечение внимания современных школьников, со следующими элементами:

— емкими крылатыми фразами или яркими фактами его биографии взятыми из жизнеописания и соответствующими заявленным нами выше нравственным понятиям и ценностям;

— отрывками из стихов;

— фотографиями, фрагментами картин;

  • компьютерную презентацию на основе иллюстраций посвященных как самому герою, так и событиям из истории государства к которым он был сопричастен, для усиления эмоционального восприятия содержательной части литературно-поэтических частей беседы.

1. Ссылка на материалы по Программе «Имя России» https://yadi.sk/d/cEygBCJi3Te5uo , где заинтересованные педагоги смогут познакомиться и в дальнейшем использовать эти материалы в работе с детьми .

2. Ссылка на учебные материалы использованные в ходе реализации интегрированного курса ОДНКНР в различных предметах гуманитарного профиля https://yadi.sk/d/hHHVWlcM3Rz73y для учеников 5-11 классов.

 

Перечень мероприятий по взаимодействию школ МРСД 27 и храмов западного викариатства в области духовно-нравственного образования и воспитания.

 

  1. I. Курс ОРКСЭ в начальной школе

 

  1. Ежемесячный постоянно действующий семинар для учителей по основам православной культуры и других модулей курса ОРКСЭ в целях обеспечения качества преподавания модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ.

 

  1. Ежегодное участие в работе родительских собраний по вопросу выбора модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ.

 

  1. Подготовка и проведение презентации учебного пособия издательства Московской Патриархии РПЦ «Основы христианской нравственности» для учителей «ОПК», «Мировые религии», «Светская этика».

 

  1. Ежегодное посещение учащимися модулей ОРКСЭ выставки «Путешествие в Древнюю Русь» в Государственной Третьяковской галереи.

 

  1. Совместное проведение уроков в рамках изучения курса «ОПК», «Мировые религии», «Светская этика» по темам: «Церковные таинства». «Исповедь и Причастие», «Заповеди блаженств», «Десять заповедей», «Золотое правило нравственности», «Красота Богом созданного мира», «Храм – корабль спасения», «Притчи Иисуса Христа» и другие по согласованию с педагогами.

 

  1. Посещение и знакомство с устройством храма учащимися 4 классов в рамках учебного курса ОРКСЭ.

 

  1. Ежегодное проведение межрайонной интеллектуальной игры-олимпиады «Покровские старты» в рамках изучения курса ОРКСЭ на базе храмов викариатства.

 

  1. Ежегодное проведение пасхального праздника в рамках городского фестиваля «Сорок сороков» с  участием детских школьных творческих коллективов на Светлой седмице.

 

  1. Традиционное посещение Храма Христа Спасителя (экскурсия, посещение смотровой площадки, колокольни) учащимися начальных классов всех школ МРСД в течении учебного года.

 

 

 

  1. II. Тематические классные часы (ссылки в интернет пространстве прилагаются).

 

  1. Подготовка и проведение во всех школах, открытых тематических классных часов в рамках учебного планирования с использованием современных мультимедийных средств для учеников начальной, средней и старшей школы в рамках программы духовно-нравственного воспитания «Имя России» (концепция прилагается).

 

На сегодняшний момент осуществлены следующие темы:

  • Владимир — великий князь и креститель Руси
  • Святой благоверный князь Александр Невский
  • Преподобный Сергий Радонежский – игумен всея Руси
  • Дмитрий Донской-освободитель Руси
  • Иван III- великий князь и первый государь Руси
  • Святой праведный Федор Ушаков – адмирал русского флота
  • Александр Суворов – великий человек и гениальный полководец
  • День народного единства
  • Революция в России – праздник или трагедия!?.

 

  1. В рамках воспитания традиционных семейных ценностей постоянно проводятся беседы для всех учащихся школ по теме «Мама – самый главный человек в моей жизни».

 

III. Курс ОДНКНР (ссылки в интернет пространстве прилагаются).

 

  1. Реализация федерального государственного стандарта в области Основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) в части подготовки, методического сопровождения и совместного проведения уроков для учащихся 5-6 классов:

а) в рамках интегрированного курса по следующим предметам: обществознание, история, литература, МХК, биология, география;

б) в рамках самостоятельного учебного предмета.

 

  1. Подготовка, методическое сопровождение и совместное проведение уроков в рамках интегрированного элективного курса «Православие и русская литература» для учащихся 5-11 классов, совместно с педагогами литературы (перечень реализованных тем прилагается).

 

  1. Организация экскурсий по культурно-историческим и святым местам Москвы и Подмосковья (дневная автобусная поездка):
  • Свято-Троицкая Сергиева Лавра,
  • Николо-Угрешский монастырь,
  • Саввино-Сторожевский монастырь,
  • Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь,
  • Спасо-Андроников монастырь и музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева,
  • и другие по согласованию и заявкам школ.

 

  1. IV. Деятельность по военно-патриотическому воспитанию.

 

  1. В рамках военно-патриотического воспитания совместно с районной организацией ветеранов и представителей районного военного комиссариата организация и проведение празднования Дня защитника отечества, в ходе которого учащимся призывного возраста торжественно вручаются приписные свидетельства.

 

  1. Организация деятельности школьных военно-патриотических клубов по следующим направлениям:
  • единоборства (грепплинг и самбо);
  • прикладная тактическая игра на местности (пейнтбол, лазертаг);
  • современный мечевой бой;
  • военная история России (реконструкция сражений);
  • спортивное ориентирование;
  • “день в спецназе”
  • проведение межшкольных районных соревнований по основным спортивным дисциплинам.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *